Поиск

Категории раздела

Мои статьи [3]
Компьютерные [5]
Интернет [3]

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа





Воскресенье, 22.12.2024, 19:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Информационный портал Караганды
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Алла Баркан. Особенности адаптации к детскому саду

АЛЛА БАРКАН

Особенности адаптации

К  ДЕТСКОМУ  САДУ


После поступления Вашего крохи в детский         сад у Вас могут начаться не самые лучшие времена, хотя ради лучших времен Вы и отдали ребенка в дошкольное учреждение.

 Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то Вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша.

С ним все время что-то происходит. Только непонятно, что же, что...

Стал вести себя так, будто ему еще не исполнилось три года. Почти разучился говорить. По любому поводу исте­рики, причем несколько часов подряд. Снова стали мо­крыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пу­глив, как никогда. Он боится даже своей тени. И... не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Упи­рается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, при­читая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хо­рошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, загляды­вает Вам в глаза. Ваш малыш, который так еще недавно мучил Вас своими бесконечными «я сам», вмешиваясь во все взрослые дела, и не давая Вам совсем покоя, позабыв


про это, вновь мечтает об опеке и, «моля» о ней, все время просит Вас о помощи. Да, да... О помощи... Вы не ошиб­лись. Только для чего ему она? Ведь другие дети тоже хо­дят в садик. Многие пришли раньше его. Вон они играют там друг с другом и смеются лишь над малышом.

Ну а он? Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не же­лает подружиться. Воспитательницы жалуются на него. Це­лый день сидит один, не разговаривая даже с ними, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это. Он швыряет их, как будто они ему не нужны.

Да, с ребенком что-то происходит, словно он вдруг «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неде­лю. Что же будет, если он еще походит в садик: превратит­ся вновь в новорожденного? А дальше? Сколько можно «развиваться вспять»? Он, в конце концов, не сказочный ге­рой...

Всем понятно то, что это нереально. Может быть, он просто заболел? Подхватил какую-то инфекцию, повлияв­шую так сильно на него? У него и в самом деле насморк. А вчера была температура... Почему ему не мил так дет­ский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хо­тел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся. Ведь, в конце концов, не подменили ж малыша!

«Подменили»... «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негатив­ных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно лишь видна надводная часть айсберга, а это поведение ре­бенка. Но и поведение приводит Вас в смятение. А если бы Вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда


он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он по­стоянно, как под током сильного нервно-психического на­пряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Если бы Вам удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты Вас ошеломили б. Они были б просто идентичны.

 Предста­вляете... у малыша и космонавта... Адаптация к обычному организованному коллективу и неординарный космиче­ский полет... Да, конечно, очень трудно в это Вам пове­рить. Пусть не верится, но это факт. Факт, который хоть немного объясняет, почему ребенок «развивается назад».

Присмотритесь повнимательней к ребенку — он здоро­вый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Но ведь это просто нереально. Как же нереально, если есть? Ваш малыш в особом «третьем состоянии» между здоро­вьем и болезнью. Что-то сходное испытывали Вы, когда были им беременны. Но постоянно находиться в «третьем со­стоянии» нельзя. И поэтому сегодня или завтра Ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой.

Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени Вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит Вас се­годня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевид­но, будет срыв и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Значит, адаптация бывает легкой и тяжелой. Но ведь это — крайности, а крайности соединяет промежуточный вариант. Но об этом позже. А пока... Пока вы просто видите и наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных невротических реакций, говоря­щих о довольно сильном психоэмоциональном напряже­нии, которое испытывает он. Причем это напряжение в разгаре, и Вы видите, как проявляется оно главным образом на психоэмоциональном уровне у Вашего ребенка.

Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, мы специально разработали и уточнили целый ряд необходимых показателей, достаточно инфор­мативно характеризующих особенности поведения и про­явление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому ор­ганизованному коллективу, и создали эмоциональный профиль, или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он?

I. Отрицательные эмоции - как правило,  важнейший компонент ЭП, встречающийся в основном у каждого ре­бенка, впервые адаптирующегося к новому организован­ному коллективу.

Обычно проявления различны: от еле уловимых до де­прессии, напоминающей собою плен. При ней малыш по­давлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит, как будто бы окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или же на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить... И вдруг, вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выхо­ду, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в мане­кен. И так по нескольку раз в день.

Довольно часто дети выражают свои негативные эмо­ции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наи­более информативен приступообразный плач, свидетель­ствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожа­лению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориен­тировочной реакции, когда малыш во власти новизны.

В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду Ваш ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу, и соста­вляет «плачущий дуэт» или же просто подпевает в хоре.


Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ре­бенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителя­ми, убегающими на работу.

II.  Страх- обычный спутник отрицательных эмоций, их «сослуживец»,  «компаньон» и «друг».  Навряд ли  Вам удастся встретиться с ребенком, который не испытывал его хотя бы раз, во время адаптации к детсаду. Ведь Ваш ма­лыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что Вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.

Малыш боится, что Вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобаль­ный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

III.  Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально­  на лице,. В такой момент малыш Ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.

В период адаптации ребенок похож на «ахиллесову пя­ту» и оттого раним настолько, что поводом для гнева мо­жет служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нету искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.

IV. Положительные эмоции — противовес всем отри­ цательным эмоциям и главный выключатель их. Они срав­нимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, многообещающий всем день. Обычно в первые дни адапта­ции они не проявляются совсем или немного выражены в темоменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировоч­ной реакцией на «прелесть новизны». Чем легче адаптиру­ется Ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у Вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно бла­гоприятна радость. Вообще улыбка и веселый смех, пожа­луй, - главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

V.  Социальные контакты. Уже в три года Ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая по­вод для контакта. Коммуникабельность ребенка — это бла­го для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтакт­ности» приходит «компромиссная контактность», означа­ющая то, что Ваш ребенок вдруг сам стал проявлять ини­циативу для вступления в контакт со взрослыми людьми.
Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не напра­влена на улучшение общения с людьми, особенно со свер­стниками.

 В такой момент малыш обычно, плача, подбега­ет к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к
входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Ма­лыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только что бы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих неумеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Они назойливы, невыносимы и «жалят» посильнее роя пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

Как только Ваш малыш сумеет наконец, наладить нуж­ные контакты в группе, все сдвиги адаптационного перио­да пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завер­шению всего процесса адаптации у Вашего ребенка.

VI.  Познавательная деятельность - обычно верный «друг» всех положительных эмоций. Как и они, познава­тельная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тес­но связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в дет­ский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш «поче­мучка» словно в зимней спячке, и познавательная деятель­ность его заторможена.

Однако как только он проснется или, в конце концов, Вы все-таки «разбудите» его, активность стресса станет мини­мальной и в скором времени исчезнет насовсем.

VII.   Социальные навыки. Под прессом стресса Ваш малыш обычно изменяется настолько, что может «расте­
рять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что Ваш малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, ма­ленький дикарь.

Однако же по мере адаптации ребенка к условиям ор­ганизованного коллектива он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

VIII.  Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на не­ сколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при раз­ говоре с Вами лишь употребляя младенческие или облег­ченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных.  Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой — она или же не изме­няется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его актив­ного словарного запаса.

IX.  Двигательная активность. Во время адаптацион­ного процесса довольно редко сохраняется в пределах
нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

     X.  Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш, как «ванька-встанька». Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. По­рою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизор, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтоб его дей­ствительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон.

И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в са­мом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

XI.   Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется Ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иног­да совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже Ваш малыш впадает вдруг в другую край­ность и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим «волчьим» аппетитом хоть как-то удовлетворить свои не­удовлетворенные потребности. Нормализация понижен­ного или же повышенного аппетита, как правило, сигна­лизирует всем  нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли  на
убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального пор­
трета.

На фоне стресса Ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстано­вит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Вам надо также знать, что у ребенка во время адапта­ционного процесса внезапно, без каких-то видимых при­чин, возможно кратковременное повышение темпера­туры. Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптацион­ных свечах». Такие «свечи» лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.

Итак, по-видимому, Вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тя­желый и болезненный процесс. Процесс, сопровождаю-


щийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его. Теперь Вы знаете, что про­исходит у ребенка с поведением, причины изменения его. Вам стало ясно, что всему виновник стресс. Стресс, превра­щающий на время малыша в другого человека, стресс, разрушающий его защитные барьеры, стресс, извращаю­щий ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья. Вы видите, что стресс похож на пламя, сжигающее все нещадно на пути. И если не найти «огнетушитель» и не залить бушующее пламя, оно «сожжет» весь организм ребенка и Вам уже придется лечить нанесенные ему «ожоги» всю жизнь. А пока... Пока страдает реактивность, снижается сопротивляемость ре­бенка и нет больше панциря, который охранял бы малыша от всех болезней. При нем лишь надо кашлянуть... Короче, от любого дуновения любого ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. И вновь появятся все вышепере­численные отклонения в обычном поведении ребенка. Но так же может быть до бесконечности...

Давайте все-таки еще раз уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени — отрыв от матери, внезапное пре­кращение поступления необходимого ему для жизни вита­мина «М». Конечно же малыш Ваш неразрывно связан с Вами, и мама - это главное, что было у него, вернее, есть и будет: его озон, погода, атмосфера... Точнее, это просто «три кита», удерживающие на себе ребенка.

И вдруг, вдруг... мама предала его. Взяла и «обменя­ла» на работу и этим «перекрыла кислород». Его люби­мая, его неповторимая и самая прекрасная на свете мама нашла себе какую-то работу и бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нету дела до него. А если даже есть, так только для того, чтоб лишний раз над ним не­много посмеяться, что он все делает совсем не так, как делают другие. И чтобы в этой новой обстановке продер­жаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как до­ма. Но он не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх под-


держивает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное на­чало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак: разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяже­лой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на дли­тельное время, и Ваш ребенок приспосабливается к орга­низованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адапта­цией, которую Вам прогнозировали у ребенка еще в дет­ской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности, немного позже, по мере совершен­ствования его адаптационных механизмов.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка.

Вам надо знать, и Вы уже, по-видимому, знаете, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, этого не ви­дим или, по крайней мере, не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пре­деле, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различ­ных обстоятельств окружающей среды.

И вот как раз Вы именно в то время, когда ребенок Ваш,, как никогда, нуждается в Вас, в Вашем понимании его, а главное — поддержке, когда Вам надо и необходимо ща­дить его ослабленную нервную систему, как будто бы спе­циально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не пони­мая, что все это «надорвет» его. И часть детей и в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые из­менения в обычном поведении ребенка.

Вам надо помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша обычно резко возрастает, когда в анамнезе (воспоминание о жизни) у Вашего ребенка име­ется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно на­зываемых врачами «факторами риска».


Запомните, что Вашему ребенку с тяжелой адаптацией, помимо Вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист.

Полярным типом для тяжелой адаптации является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш Ваш адаптирует­ся к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего — полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны Вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не бо­леет.

Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант, напоминающий собою пере­шеек, соединяющий обычно «северный» и «южный» по­люс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим о средней тяжести течения периода различных адаптацион­ных изменений в детском организме.

При этом типе адаптации ребенок в среднем адапти­руется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. При­чем, как правило, болезнь протекает без каких-то ослож­нений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного вари­анта.

При этом типе адаптации заболеваемость ребенка мо­жет снизить врач. Чем раньше он назначит корригирую­щие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш Ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адапти­роваться Вашему ребенку и в дальнейшем, когда он пере­ступит порог школы. Доказано, что при тяжелой адаптации к детсаду ребенок плохо адаптируется и к условиям на­чальной школы.

Итак, теперь Вы, видимо, имеете уже хотя бы самое ма­лейшее, но представление о том, что происходит с Вашим малышом во время адаптации к детсаду. Теперь Вы знаете, что Ваш малыш не баловень и не упрямец и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы, — это все­го-навсего издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта «плата» была мини­мальной.



Источник: http://abarkan.ucoz.com/
Категория: Мои статьи | Добавил: Sherhan1962 (21.09.2010) | Автор: Алла Баркан
Просмотров: 3498 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright Karaganda Information Service © 2024